ИРИНА МУРАВЬЕВА
«В жизни я стеснительная, серьезная, тихая, спокойная, покладистая – просто «мышь под веником». И к тому же очень послушная. Мне вообще кажется, что женское счастье – в послушании. Это же такое удовольствие – за кем-то идти, кого-то слушаться. Мне никогда не хотелось куда-то ехать, чего-то добиваться. Я не лидер, а ведомая. Просто я – актриса, и должна уметь сыграть любой характер, даже абсолютно чуждый моей внутренней сути. И вообще, не надо искать сходства между актером и его персонажем, как правило, его нет».
На этой неделе нельзя не сказать о еще одной имениннице, нашей большой, смею сказать, всеобщей любимице. Сложно представить себе театр и кинематограф без яркой и талантливой Ирины Муравьевой. Актриса обладает уникальным даром перевоплощения и способна сыграть хоть пробивную провинциалку («Москва слезам не верит»), хоть дворянскую дочь («Дуэнья»). Сейчас артистку обожают миллионы зрителей, а когда-то комиссии всех театральных вузов столицы отказались зачислить студентку Муравьеву в ряды учащихся. Но этот провал ее не сломал.
Ирина Муравьева родилась 8 февраля 1949 года в Москве. Она воспитывалась в простой семье инженера и домохозяйки вместе с сестрой, которая старше ее всего на 1,5 года. Актриса вспоминает свое детство как счастливое и хорошее время, несмотря на то что растили ее без всяких излишеств. «Родители были строгие. Я знала, что можно, что нельзя, а нельзя было ничего. Можно было делать только то, что нужно: ходить в школу, заниматься музыкой, дружить с хорошими девочками», — говорит Ирина Муравьева. Мечта о театральных подмостках зародилась в сердце Ирины Муравьевой в школьные годы. Актриса вспоминает, что все началось, когда на уроке литературы они проходили «Мцыри» Лермонтова и надо было выучить отрывок. Будущая народная артистка так расчувствовалась во время чтения поэмы наизусть, что расплакалась и выбежала из класса в слезах. Но именно в этот момент, когда она перед всем классом раскрыла свое сердце, девушка почувствовала особое вдохновение и тягу к актерскому ремеслу.
На роль Людмилы в фильм "Москва слезам не верит" руководство Мосфильма порекомендовало Меньшову попробовать Анастасию Вертинскую, Жанну Болотову и Валентину Титову. Но все они отказались. Ирину Муравьёву же Меньшов увидел случайно в одном из спектаклей и сразу понял, что она идеально подходит на роль. Муравьёва как только прочла сценарий сразу же взялась за роль. Но уже после выхода фильма на экран, Муравьёва признавалась, что даже плакала от обиды. "Моя героиня совсем не понравилась мне, — говорила как-то актриса. — Грубая, неотесанная, местами пошлая. Все, что я ненавидела в жизни и в людях, вылезло на экран". Ей казалось, что Болотова, Вертинская, которые отказались, поступили мудрее.
После успеха «Москва слезам не верит», Владимир Меньшов пригласил Муравьеву в картину «Любовь и голуби» на роль Раисы Захаровны, но Ирина Вадимовна категорически отказалась. Ей опять пришёлся не по душе характер героини.
Так же было и с «Самой обаятельной и привлекательной»: «Очень стеснялась своей работы в ней. Только название кто-нибудь произносил, а я уже красными пятнами покрывалась. Думала: решаются проблемы какого-то дурацкого конструкторского бюро, просто история «из жизни насекомых»! В то время уже был Сокуров, авторское кино, а у нас что-то незамысловатое, житейское. Но я всё-таки решила сниматься в этом фильме, и когда он вышел, мне показалось, что это какое-то стыдное кино, которое никто и смотреть не будет. Но вот прошло время и стало понятно: такое кино тоже имеет право на существование».
Когда на экраны страны вышла лирическая мелодрама Татьяны Лиозновой «Карнавал», никто даже не подозревал, лента станет одной из самых любимых и знаменитых . Кинохит собрал у экранов более 31 млн зрителей, а исполнительница главной роли Ирина Муравьёва, по мнению читателей журнала «Советский экран», стала лучшей актрисой 1982 года. Татьяна Лиознова была уверена в своём выборе, не колеблясь, сразу предложила ей роль. И это несмотря на то, что взрослую школьницу должна играть Муравьёва, которой на момент съёмок перевалило за тридцать: «Все понимали, что сыграть юную девицу для Муравьёвой не составит труда, — вспоминала Лиознова.
— Это был просто вопрос актёрской техники: не она первая, не она последняя играла героинь моложе себя». Незатейливый грим из веснушек и двух хвостиков и ободка, высоких гольфов и туфель на каблуках — и готов образ провинциальной наивной "артистки". Самой Ирине Муравьёвой, москвичке до мозга костей было весьма непросто изображать провинциалку, к тому же "хэкать" и "жужжать", то есть говорить "ж", как говорят южане. Да и по характеру, как признаётся сама актриса, с её героиней они совершенно разные.
Сегодня Ирина Вадимовна продолжает играть в Малом театре. Давайте пожелаем ей здоровья, и как можно дольше радовать нас новыми интересными ролями!
#киноклассика #цискаризмы #цискаридзе #большойтеатр #vaganovaballetacademy #tsiskaridzenews
https://www.youtube.com/watch?v=4kv_8DwhY1U